Однажды я ехал на Штадлере (скоростная электричка) из Минска в Брест и словил себя на занимательной мысли.
Внутри поезда находились люди: кто-то дремал, слушая музыку в наушниках, кто читал книгу, кто-то пустым взглядом смотрел в окно.
За окном было заснеженное поле и только изредка мелькали перекосившиеся деревенские хатки и полуразрушенные производственные здания.
Какой контраст: поезд - чудо инженерной мысли, напичканное цифровыми технологиями комфорта и удобства, а вокруг, заснеженное, безжизненное поле холода.
Но ведь на этом поле под снегом, наверняка, растет хлеб. Где-то за холмами есть дорога и по ней едут люди кто в школу, кто в больницу, на ферму и много еще куда. Дальше от железной дороги где-то идет война и туда лучше не ехать. Если пойти в другую сторону через море - там землетрясение, погибли десятки тысяч людей, но это далеко. Ближе - разбилась маршрутка и погибли пассажиры…
Откуда люди, сидящие в поезде, обо всем описанном и многом другом могут знать и, главное, зачем?
Этот вопрос приходится задавать себе перед каждой публикацией в социальных сетях.
Наблюдая за окружающим миром и обучаясь журналистике внутренний цензор во мне борется с чувством профессионального долга «говорить/информировать».
Субъективное понимание смысла журналистики заключается в действии говорить/информировать, чтобы созидать/мирить. Но наблюдение за риторикой ведущих программ «60 минут», «Тайные пружины политики», «Пусть говорят» , «Гордон» и многими другими даже «Новости» вызывает вопросы к достигаемым целям. Решают ли их слова проблему войны или наоборот разжигают вражду? Повышают ли уровень просвещенности и ведения общества? Едва ли, но это высокие цели, к сожалению, недостижимые журналистикой.
В первую очередь, журналистка призвана помогать здесь и сейчас в решении жизненных проблем обычного человека. Быть общественным благом для потребителя - «одного» человека, но не социальных групп, бизнеса или политических партий.
Именно описанное понимание журналистики, как общественного блага одного человека подвигает громко говорить о несправедливости между начальником и подчиненным, о разбитых дорогах и людях гибнущих в ДТП по разным причинам.
Вчера один знакомый человек сказал мне примерно следующее: «Если бы я знал прежде, что ты занимаешься информационной деятельностью, мы бы никогда не построили диалог!»
- Почему?
- Журналисты делают нехорошую работу - разжигают в обществе зло.
- То есть, ты оцениваешь человека через профессию прежде знакомства с ним?
- Да.
- Но ведь, сейчас мы общаемся и довольно позитивно, не смотря на то, что я блогер.
- Журналисты - это плохо.
Слушая мнение-отзыв одного человека нельзя огульно говорить обо всех и всем, но из мнений одного/каждого формируется общественное мнение о предмете.
И происходящее в мире и на экране телевизора еще больше заставляет размышлять о журналистике и слове, которое озвучиваю публично.
И отрадно, что совесть не грызет за слова, и за молчание. По крайней мере, пока.
https://youtu.be/CC6cpF_8OfQ