В ежегодном послании народу и Парламенту Президент много внимания уделил социальной справедливости. По его мнению, видится, это один из главных запросов белорусского общества.
Публикуем, как и ранее, крик души идущий с низов. Вопль о несправедливости и притеснении трудовых людей лицами начальствующими.
О достоверности изложенного судить читающим по логике и аргументам, пусть и с эмоцией, в открытом письме министру образования. Более ранние обращения не привлекли должного внимания, хотя часть проверочных мероприятий была проведена.
Министру образования
Республики Беларусь
Иванцу А.И.
О ситуации в редакции «Настаўніцкай газеты»
Обращаюсь к Вам от имени бывших и нынешних сотрудников трудового коллектива Издательского дома «Педагогическая пресса», ставших жертвами управленческого произвола его директора Екатерины Дубинской.
На свою должность она была назначена в сентябре 2021 года. Главный редактор перешла из датируемого бюджетом «Вечернего Минска» в недатируемую «Настаўніцкую газету» - успешную рентабельную организацию с хорошим подписным тиражом, налаженной работой и стабильным трудовым коллективом на протяжении многих лет.
Тем не менее Дубинская сразу же отбросила все достижения предшественников, заявив, что организация развивается неэффективно, а кадры – некомпетентны. В результате такого подхода в редакции возникла напряжённая и конфликтная психологическая атмосфера. Опытных сотрудников с многолетним стажем грубо, безапелляционно и бездоказательно обвинили в непрофессионализме и безынициативности. Это создало предпосылки для их массового увольнения и сокращения сроков действующих контрактов до минимума, причём не по объективным, юридически обоснованным, причинам, а просто по желанию нанимателя.
Дубинская принуждает работников делить трудовой отпуск на две части в нарушение трудового законодательства, готовить материалы для Телеграм-канала и сайта «Настаўніцкай газеты», что не прописано ни в контрактах, ни в должностных инструкциях. Функционал постоянно расширяется: нормативно устанавливается обязательное минимальное количество командировок в месяц под видом повышения подписного тиража, на что тратятся немалые деньги. Однако эффективность многочисленных командировок недоказуема ввиду того, что их в современном мире успешно заменяют технические средства коммуникации.
Помимо этого, региональным корреспондентам вменяется в обязанность обивать c поклонами пороги начальников РОО и выпрашивать у них подписку, хотя при прежнем руководстве всеми вопросами подписки занимался, как и в любом издании, профильный сотрудник (редактор отдела регионального развития), должность которого при Дубинской была почему-то ликвидирована. Теперь вопросы подписки курирует заместитель директора по развитию Людмила Пастернакевич, которая с радостью делится своими обязанностями с другими.
Если журналистам заниматься подпиской, колесить днём по командировкам и ходить по многочисленным мероприятиям, то отписываться по ним в газету нужно разве что ночью. А ведь ещё требуется оперативно давать новости в Телеграм-канал. Ни один руководитель «Настаўніцкай газеты» прежде не превращал производственный процесс в круглосуточный конвейер, а журналистов в многостаночников.
В связи с этим вызывают вопросы юридическое и правовое сопровождение производственного процесса, как и соблюдение трудовых прав и гарантий работников. Начальник юридического отдела Наталья Астапова безропотно выполняет любые приказы начальства.
Неудивительно, почему за полтора года из организации ушла почти половина коллектива. И текучесть кадров продолжается: на очереди замена трёх региональных корреспондентов по надуманным предлогам. Молодые специалисты после обязательной отработки сразу же увольняются из-за тоталитарного гнёта Дубинской. Люди не могут спокойно работать в «дурдоме» и всё время находиться как на пороховой бочке, не зная, в каких ещё грехах их обвинит Дубинская и какие задачи ещё нарежет.
На места ушедших молодых сотрудников Дубинская набирает друзей, знакомых и родственников, многие из которых пенсионного возраста. Примечательно, что претензий к их работе у руководителя нет. Они работают по своим правилам, переписыванием учительских материалов не занимаются. «Отвратительно» трудятся почему-то лишь «старые» сотрудники, от которых Дубинская планомерно избавляется. Немудрено, что в коллективе отсутствует командный дух и царит гнетущая моральная атмосфера.
К подчинённым руководитель относится крайне неуважительно, не гнушаясь агрессивной, невыдержанной и оскорбительной манеры общения, доходящей до базарного хамства. Эмоционально нестабильное, истеричное и вспыльчивое поведение Дубинской по всем характерным признакам является одним из симптомов хронического алкоголизма. Уже стали обыденными слухи о периодических недельных запоях главного редактора под видом внезапной «болезни». Они давно ни для кого не секрет, в том числе и для органов управления образованием. Налицо нарушение президентской Директивы № 1 от 2004 года «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
57-летняя Дубинская самонадеянно считает себя большим авторитетом и профессионалом в журналистике, напоказ развесив в рабочем кабинете по стенам личные дипломы и брезгливо выбросив редакционные награды предшественников. Тем не менее Дубинская, проработав в газете полтора года, до сих пор абсолютно не понимает отраслевой (образовательной) специфики, поскольку никогда не работала в подобных изданиях. Это привело к серьёзному изменению формата «Настаўніцкай газеты», причём далеко не всегда в лучшую сторону (за исключением осовремененного дизайна).
Многие читатели-педагоги жалуются на отсутствие прежней чёткой навигации, структуры и рубрикации в газете, неинформативные заголовки из двух слов и странные тематические пристрастия нового руководства, не связанные с системой образования вообще. Ушли в небытие содержательные тематические приложения, пользовавшиеся большой популярностью у читателей («Утульная хатка», «Сацыяльны ракурс», «Дакументы і каментарыі»), а оставшиеся («Партфоліа», «Шосты дзень» и «Псіхолаг у школе») были существенно сокращены в объёме, поскольку уже якобы не соответствуют духу времени. Гораздо меньше внимания стало уделяться вузовской науке и развитию высшей школы. Однако серьёзный дисбаланс в содержательном наполнении газеты прослеживается не только в этом.
С приходом Дубинской на страницах газеты значительно уменьшилось количество методических материалов, авторами которых выступают педагоги и которые являются специфической и полностью оправданной особенностью отраслевого издания. Это вызывает у читателей непонимание, как и ползучая русификация белорусскоязычной газеты. Такая непродуманная редакционная политика закономерно приведёт в дальнейшем к потере подписного тиража и репутационным издержкам в виде вполне обоснованных обвинений со стороны оппозиции в целенаправленном замещении второго государственного языка с молчаливого ведома властей.
Пренебрежительно и недальновидно относясь к методическим материалам педагогов, Дубинская в ходе бесконечных туристических поездок на служебном автомобиле по РОО клятвенно заверяет их начальников, что «Настаўніцкая газета» готова широко транслировать опыт учителей через их авторские материалы. Однако перед сотрудниками ставит иную задачу – работать с ними по остаточному принципу и без особого рвения. Невыполненные обещания оборачивается в дальнейшем закономерными и обоснованными претензиями со стороны учителей в мариновании текстов. Материалы педагогов порой ждут своей публикации не один год, а многие вообще так и не выходят.
С приходом Дубинской у сотрудников просели зарплаты и премии, хотя причин для этого нет: финансовое положение Издательского дома стабильно. При Дубинской была ликвидирована газета «Переходный возраст», сокращены полосность (на 32 страницы) и частота выхода (с трёх до двух раз в неделю) «Настаўніцкай газеты», что высвободило дополнительные финансовые средства. Напрашивается закономерный вопрос: «Где деньги, Зин?»
С середины 2022 года «Настаўніцкая газета» перешла с трёхразового выхода в неделю (по 16 страниц) на двухразовый (16 и 24 страницы). Фактическая экономия полосности составила 32 страницы в месяц. При этом стоимость подписки и без того недешёвой газеты не только не снизилась, но даже увеличилась (почти 22 рубля на месяц по расценкам «Белпочты»). Более чем странное ценообразование, особенно с учётом постановления правительства о регулировании цен. К тому же сокращение объёма газеты почему-то не повлекло закономерного сокращения и её раздутого штата.
Уменьшение объёма сказалось в первую очередь на наполняемости издания методическими материалами, для которых места в газете просто не осталось. Мало того, что редакционная почта завалена невостребованными материалами от педагогов, а телефоны журналистов разрываются от их звонков по поводу судьбы своих статей, так подписчики и авторы ещё и недоумевают, почему должны переплачивать за сокращённый объём газеты и невозможность в ней опубликоваться.
Дубинская очень любит бахвалиться, будто с её приходом у «Настаўніцкай газеты» значительно вырос тираж, дабы показать себя эффективным управленцем. Если посмотреть на динамику подписного тиража на газету по годам, то данное утверждение является преувеличенным. До прихода Дубинской тираж с января 2012 года до января 2021 года колебался от 31350 экз. до 44299 экз. Нынешний тираж находится в диапазоне плюс-минус 30000 экз. и, более того, держится отнюдь не на сомнительных управленческих талантах Дубинской, а на репутации и ресурсе, заложенных её предшественником Вадимом Кнышевым, при котором была выстроена системная и аккуратная работа информационного сотрудничества с регионами на основе взаимовыгодных письменных соглашений, отброшенных Дубинской напрочь по субъективным причинам. В рамках соглашений каждое полугодие областные управления по образованию готовили тематические планы публикаций педагогов от своих регионов в «Настаўніцкай газете», что поддерживало интерес учителей к ней, а газете – стабильный тираж. Дубинской это стало почему-то не нужным.
Однако Дубинская успешно похоронила не только прежние соглашения, но и успешно хоронит прежнюю репутацию «Настаўніцкай газеты». Дубинская вместе с 64-летним заместителем по развитию Людмилой Пастернакевич, которая также никогда в жизни не работала в системе образования, приезжают к начальникам РОО и нахрапом выбивают из них подписку. Руководители региональных отделов по образованию после таких визитов не раз высказывали своё возмущение наглостью и бесцеремонностью, сопоставимыми с вызывающим поведением базарных торговок. Это наносит серьёзный имиджевый урон, заработанный годами усердной работы региональных корреспондентов, находящихся в тесной и постоянной связи с местными органами управления образованием.
Можно ли считать эффективным руководителем человека, который постоянно и лицемерно врёт, третирует и не уважает людей, считает поголовно всех никудышными работниками и к тому же злоупотребляет алкоголем? Подобные управленцы, особенно в сфере информационной политики, дискредитируют не только организацию, которую возглавляют, но и власть.
Я работал при трёх главных редакторах «Настаўніцкай газеты» (Александре Гайдуке, Вадиме Кнышеве и Екатерине Дубинской) и в других СМИ, но нигде не сталкивался с таким неуважительным и презрительным отношением к подчинённым, как при Дубинской, которая в силу морально-психологических качеств личности не способна выстраивать с ними конструктивный диалог и которую на пушечный выстрел нельзя подпускать к руководящей работе.